Сергей Хазов: «Сейчас эпоха литературных диссидентов»

Писатель и журналист Сергей Хазов рассказывает 07tv.ru о своей новой книге «Дом по улице Победы» и секретах писательской кухни.

Сергей Хазов публикуется с 1991 года. Свыше 5 тысяч публикаций в периодической печати: региональной федеральной, международной. Многолетний автор Радио Свобода: свыше трех тысяч радиорепортажей. Автор книг «Вам привет от Токарева Вилли!», «Самара и окрестности: репортажи и эссе на радио Свобода», «Поколение наивных», «Разговоры с интересными людьми», «Самарская площадь», сценариев кино и документальных фильмов. Номинант национальной литературной премии «Писатель года».

— Сергей, ваша новая книга «Дом по улице Победы»: настоящий подарок нашему поколению. О чем она?

— Спасибо, Андрей Иванович за комплимент! Это книга о самарских школьниках, ребятах с Безымянки, родившихся в начале семидесятых годов двадцатого века. Это книга о советском Куйбышеве-Самаре, о романтике того, ставшего историей времени.

Читатели узнают о жизни подростков, их маленьких и больших удачах, о настоящей дружбе и о первой влюбленности, о прекрасном времени детства и юношества. Все события происходят в нашем городе: походы в кино и на набережную, прогулки по местным достопримечательностям. В общем, в книге конспективно рассказывается о многом, что интересовало подростков тех лет. Не надо идеализировать прошлое. Но нужно помнить доброе и романтичное, что было.

Ностальгия сейчас — такой дешёвый прием в дешевеньких бюджетных сериалах. А если посмотреть такие фильмы взыскательным взглядом, заметно, что декорации, извините, из разных эпох, костюмы персонажей, как говорят в театре: «из подбора», из того, что удалось подобрать для съёмок.

Не говоря о том, что фактологически эпоху своих произведений их авторы и кинорежиссеры не знают.Мне думается, что литература, как это не высокопарно прозвучит, должна рассказывать о добром и прекрасном. Пусть люди прочтут приятное, интересное, доброе. Литература, как и всякое искусство, должна вдохновлять.

Вот, кстати, пример из советского времени. Помните телефильм «Приключения Электроника»? Масса мальчишек после этого фильма стали изобретать роботов и увлеклись программированием. Да просто элементарно записались в библиотеку, чтобы перечитать написанную Евгением Велтистовым повесть про Электроника (электронных книг тогда не было). Сейчас увы, мало таких фильмов и мало таких книг.

— Вы любите кино, пишете киносценарии. Если вдруг кто-то захочет понять подростков советского Куйбышева, какие фильмы Вы бы посоветовали? Есть те, что наиболее точно отражают это время?

— Не думаю, что люди в Куйбышеве семидесятых отличались от людей из других советских городов того времени. Советские люди были одинаковы и стереотипны. Но при этом, гомо советикус постоянно что то придумывали. Например: в плане гастрономических изысков. В советское время газеты предлагали разные рецепты, что приготовить из популярной тогда мойвы. Мои коллеги с радио Свобода Петр Вайль и Александр Генис написали об этом блестящую книгу «60-е: Мир советского человека». Чтобы через фильмы понять мировоззрение подростков Куйбышева семидесятых, наверное, надо увидеть фильмы, которые точно бы им понравились. Например: «Пассажир с «Экватора»», «Чудак из пятого «Б»», «Расписание на послезавтра». Из иностранных: про Фантомаса с великими Луи де Фюнесом и Жаном Марэ или «Игрушка» и «Папаши» с Пьером Ришаром.

Волшебство настоящего кино в том, что по окончании сеанса не хочется покидать кинозал: а вдруг покажут продолжение? Хотя сейчас многие предпочитают скачивать кино с торрентов и смотреть дома. Так что современные люди ещё и кинодиссиденты. Но настоящее кино лучше всего смотреть на широком экране в кинотеатре.

— В рецензии на вашу книгу на одной из крупнейших европейских книжных ярмарок отмечалось, что вы скрупулёзно, детализированно создаёте картинку текста. Как вам это удается?

— В бытность свою журналистом, пришлось много общаться с людьми, которые помнили советские нюансы того времени гораздо лучше меня. И привычка радиожурналиста работать с текстом качественно. Ткань произведения создается легко, если знаешь предмет, о котором пишешь. Не важно: это текст для газеты, веб-сайта или для книги. Нужно тщательно работать над словом, филигранно искать слова, избегать их повтора. Ведь слова: главная оптика текста. Халтуры не должно быть нигде!

Моя книга не автобиографична. Это ретроспекция на поколение школьников семидесятых, романтический портрет подростков тех лет. Ведь в то время было так много хорошего. Даже пионеры: что плохого в подростковой организации? Не было никакой политизированности у детей и подростков в СССР. А вот романтика была! Посмотрите замечательный фильм «Москва-Кассиопея», герои которого отдают под песню на стихи Роберта Рождественского пионерский салют на Красной Площади перед полетом в космос! Была гордость за страну, была сопричастность к тому, что мы граждане, извините за пафос, сверхдержавы. Что в этом плохого?

Работа писателя сродни работе журналиста, которой я увлечен много лет. Начинал в печатных СМИ (свыше двух тысяч публикаций), потом увлекся радио со своей спецификой. На радио нужно одним аудио показать картинку, которую на телевидении видит видеокамера. Радио не имеет такой возможности, как телевидение, не имеет изображения. Но, при этом радио позволяет не менее полно показать картинку, чем телевидение или кино. Вы не задумывались, кстати, что звуковые дорожки советских фильмов, если их слушать, не смотря на экран, тоже очень объемны и закадровый текст позволяет понять, что показывают на экране? Это потому, что над сценариями кинокартин раньше работали великие люди: Эрдман, Володин, Розов, другие знаменитые драматурги. А сейчас в кино примитивные реплики, идиотские тексты, которые оболванивают зрителей. От просмотра таких фильмов речь у наших и так малограмотных людей становится совсем скудной. Помните талантливую пародию сатирика Александра Иванова со словами: «велик могучим русский языка»?Также и литература, писательский труд! Среди писателей не должно быть коньюнктурщиков, как справедливо заметил полотер в лирической комедии Георгия Данелия «Я шагаю по Москве».

Надо писать ярко, насыщенно, пытаясь передать действие на словах так, чтобы читатель оставался вовлечённым в сюжет книги. А не засыпал в кресле после пятой страницы. Писательство: непростой труд! Написать книгу абы как несложно. А вот сделать это увлекательно: непросто. Об искусстве писателя замечательно рассказывал наш великий театральный режиссер, фактически создавший наш Академический театр драмы (при нем театр и удостоили этого высокого звания) Петр Львович Монастырский. Очень горжусь, что был знаком с ним! Петр Львович обладал редким даром анализа литературы. Он разбирал произведения Достоевского как гениальный литературовед! Каждая реплика героев становилась понятной, как и сверхзадача, которую великий писатель вкладывал в свои произведения.

— Вы считаете себя писателем?

— Считаю себя литературным диссидентом. Писателем может сейчас стать любой. Были бы деньги издать книгу в классическом, бумажном варианте. Или, если недостаток финансов, можно издать электронную книгу. Это сейчас модный тренд. Но на фоне всей этой бумажно-электронной графоманской макулатуры очень мало достойных авторов. Отличающихся прекрасным литературным языком, грамотным, без «погони за красивостью», слогом. Иногда начинаю читать очередную, неплохо разрекламированную книгу и понимаю, что это просто навоз в красивой обёртке. Что в такой книге ничего интересного не прочтешь, ничем интеллект не обогатишь.

У меня нет звёздности, и, несмотря на знакомство со многими знаменитыми деятелями культуры и искусства России и зарубежья, я считаю себя обычным писателем. Но если у меня пять тысяч читателей, это моя аудитория, это люди, которые — тут пардон за нескромность, — балдеют от моего слога, от моей поэзии (стихосложению все же предпочитаю прозу), меня это радует. Приятно, что есть читатели, с которыми говоришь на одном литературном языке и которым нравится твоё творчество. Честно скажу: все писатели тщеславны. Для творческих людей это нормально. Вы же тоже хотите, чтобы у вашего блога было больше читателей?

— Как выработать в себе литературный вкус?

— Это как в кулинарии: не зная вкуса экзотического блюда, по книге о вкусной и здоровой пище его не ощутить. Не научишься разбираться в красном вине, не продегустировав основные бренды. Надо формировать свой эстетический вкус, читать классиков. Можно и под бокал красного сухого, как аперитив к книге. Выдержанная годами литература ничуть не уступает выдержанному алкоголю. Та же издававшаяся в СССР «Библиотека всемирной литературы» прекрасно формирует вкус к чтению, умение отличать настоящую литературу от дешёвки. Очень радует, что настоящие писатели не исчезли и занимаются творчеством в разных странах, создавая шедевры. И что в Самаре, Москве, Праге, Нью-Йорке и во всех городах мира есть талантливые люди. Но Шекспира лучше читать на языке оригинала.

Литературными диссидентами могут быть не обязательно писатели. Чаще всего это читатели! Читатели-диссиденты при Советской Власти читали в самиздате Солженицына, Алешковского и Войновича, перепечатывали на «Эрике» альманах «Метрополь». Помните, у Александра Галича в песне строчка:»»Эрика» берет четыре копии…» Это про тогдашний самиздат. «Эрика», это печатная машинка, в эпоху принтеров это уже мало кто помнит. А сейчас литературное диссидентство: не написание или чтение каких то запрещенных цензурой контрреволюционных текстов, как было при Софье Власьевне, как диссиденты называли Советскую Власть. Сегодня литературные диссиденты: любители настоящей, написанной «вкусным» слогом литературы. И эту литературу, эти книги нужно научиться находить в океане графоманского шлака. Прелесть в том, что свои вкусовые пристрастия у каждого читателя свои. И литературное диссидентство, тоже — разное. Я возьму и посоветую вам книгу одного писателя, а вы ее прочитаете, и потом напишите критический отзыв, что зря потратили вечер на чтение ерунды. Потому, что у вас, Андрей Иванович, другой литературный вкус и вы любите читать другие книги. Между прочим, знаю, что любители настоящей литературы активно общаются в обычных библиотеках и там, совсем как в советское время, очереди за настоящими книгами. И это не обязательно книги модных современных авторов. Это и Сэлинджер, и Хэмингуэй, и Достоевский. Выбор литературы: дело личного вкуса или отсутствие оного.

Современная литература как форт Бойярд, знаете, такую популярную телевизионную передачу? Ее снимают в этом форте. Там участники устраивают состязания, в том числе: и в террариум с тараканами попадают. Вот некоторые пишут такое дерьмо, по сравнению с которым тараканы — ерунда. А между прочим, в форте Бойярд в 1967 году Робер Энрико снял обалденный фильм «Искатели приключений» с Аленом Делоном в главной роли. Посмотрите, очень красивый форт Бойярд в этом фильме! Там еще блестяще играют Лино Вентура и Джоанна Шимкус. Снято по роману Жозе Джованни, фильм имел гигантские кассовые сборы. Это сподвигло автора книги, Жозе Джованни заявить, что фильм не отражает авторский замысел, и снять свой вариант экранизации. Но без Алена Делона это уже было другое кино…

— Сегодня улица Победы сильно обветшала. Многие фасады требуют ремонта…

— Не соглашусь с вами. Улица Победы выглядит вполне цивилизованно. Самару суперски отреставрировали к Чемпионату мира по футболу. Город стал ещё красивее. Причём не только в центре, но и в рабочих районах. Недавно благоустроили площадь у Дворца культуры Металлургов, открыли памятник легендарному директору металлургического завода Павлу Мочалову. Такие вещи очень необходимы. Вы посмотрите, как повышается культура людей. Появляется гордость за Самару, за то, что у нас самый крупный в Европе металлургический завод!

Перефразируя знаменитую песню Юрия Визбора можно сказать: и даже в области балета мы впереди России всей! И это абсолютная правда, потому что у нас шикарный театр оперы и балета. Про набережную можно написать сто книг, какое это чудо! Самарская область в надёжных руках. Восхищаюсь нашим губернатором Дмитрием Игоревичем Азаровым — человеком высочайшей эрудиции, который делает всё, чтобы наша область была самой лучшей и в Поволжье, и в России.

— На аватаре в соцсетях и на книжных сайтах у Вас фрагмент фильма “Человек дождя”. Что для вас это фильм?

— Это блестящий пример американского кино. Сюжет фильма думаю, известен многим. Мне импонирует герой Дастина Хоффмана. Он немного странный, немного чудаковатый, и при этом он — аутист. Он самодостаточен, и именно он помогает понять другому главному герою, своему младшему брату, такому американизированному молодому «яппи», которого играет Том Круз, что есть ценность важнее бизнеса.И эта ценность: элементарное человеческое общение. То, чего не хватает нынешней цивилизации. Читайте интересные книги, смотрите интересные фильмы и вы получите удовольствие!

Беседовал Андрей Асташкин

Бесплатный фрагмент книги «Дом по улице Победы» Вы можете прочитать здесь

В оформлении интервью использованы фотографии старой Самары из коллекции Бичурова Г.В.

Leave a Reply