Автодорожный мост через Волгу в Самарской области

Идея строительства автодорожного моста через Волгу в Самарской области появилась довольно давно.

Бывший мэр Тольятти Николай Уткин рассказывал, что разговоры «связать мостом два берега Волги» рядом с Автоградом начались еще в 80-е годы, когда ВАЗ стал раздавать своим работникам дачные участки на том берегу реки. Потом руководитель АвтоВАЗтранса Владимир Беляков неоднократно ходатайствовал перед Москвой о необходимости такого объекта для нужд автозавода.

Николай Уткин: «Рассматривалось много вариантов. В том числе и расширение дорожного полотна через ГЭС. Помешали шлюзы. Был даже проект построить эдакие «штаны» в обход шлюзов, — вспоминает Николай Уткин. — Однако построить только мост мало. Надо продумать и проложить еще сотню километров дорог как на левом, так и на правом берегу Волги, чтобы этот мост был востребован, а не стоял памятником. А это значительно увеличивает стоимость проекта.
Даже в лучшие годы, когда и Тольятти, и Самарская область не испытывали проблем с финансами, такой проект мы самостоятельно потянуть не могли. А когда самарский губернатор вздумал баллотироваться в президенты, ситуация только осложнилась».

В 2005 году региональные власти сделали ставку на строительство моста через Волгу в районе Октябрьска, вблизи поселка Первомайского (на правом берегу) и поселка Нижнепечерское (на левом берегу). Хотя по соседству с Сызранью уже имеется железнодорожный мост. По тем временам возведение моста и дорожная привязка его к трассе М5 оценивалась в 6 миллиардов рублей. Этот вариант был более выгодным для южных районов губернии, но не для Тольятти. Однако считалось, что мост короче и обойдется государству дешевле.
Еще в 2005 году областное правительство провело конкурс на разработку обоснования инвестиций в создание дороги Центр-Поволжье-Урал и мостового перехода через Волгу в районе Октябрьска. Победителем стало ОАО «Самарадорстрой» (группа «СОК»). В феврале того же года правительство РФ включило строительство моста через Волгу в подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». Однако через 3 года проект был заморожен в связи с разразившимся финансовым кризисом.

Стоимость контракта на проектирование перехода — почти 80 миллионов рублей. Но в 2007 году область в область с инспекцией приехал тогдашний глава Минтранса Игорь Левитин. Говорят, что на глаза министру по случаю попались оба проекта мостов — и Октябрьский, и Климовский. Так вот министру с первого взгляда пришлась по душе именно тольяттинская волжская переправа. «Этот мост в обход Тольятти интереснее, чем проект с мостом на Октябрьск», — заявил на совещании в самарском белом доме руководитель Минтранса. На тот момент заинтересованность в строительстве моста именно рядом с Тольятти выражал и АВТОВАЗ.

Мост Эразмуса в Роттердаме.

В самый пик кризиса, в 2009 году, вице-мэр Тольятти Вадим Кирпичников предложил проект строительства Климовского моста (а также мусороперерабатывающей станции на 150 тысяч тонн) как панацею от безработицы. Тогда шли разговоры о многотысячных увольнениях вазовцев. Чтобы люди не вышли на баррикады, столь колоссальный трудовой ресурс предлагалось бросить на возведение переправы. Но Путин дал денег не на мост, а на АВТОВАЗ.

Вопрос о возобновлении проекта вновь встал в 2010 году. Тогда о нем неоднократно говорил Валерий Матвеев, бывший в ту пору министром транспорта и автомобильных дорог Самарской области. В том же году был объявлен конкурс на финансово-экономическое обоснование строительства, в результате которого была названа предполагаемая стоимость строительства: порядка 51 млрд рублей.

В сентябре 2012 года в прямом эфире ГТРК «Самара» губернатор Меркушкин сказал: «Мы планируем построить еще один мост через Волгу немного выше плотины ГЭС для того, чтобы можно было попасть в Самару в объезд Тольятти». По мнению главы региона, новый мостовой переход позволит разгрузить и сам Автоград от транзитного транспорта.

Строительство подобного объекта, по мнению экспертов, не может быть выполнено без федеральных средств. «Это очень крупное сооружение, помимо моста, необходимо будет построить подъезды к нему и развязки, — отмечает независимый эксперт в области транспорта Дмитрий Адамидов. — Скорее всего, строительство обойдется в 2-2,5 млрд долларов. Что касается времени строительства, я думаю, на это понадобится не меньше четырех лет».

Иван Пивкин, министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области: «Это очень серьезная идея. Рассматривалось несколько потенциальных мест для строительства моста через Волгу, в том числе строительство в районе Октябрьска. Но более перспективным, на наш взгляд, является строительство моста в районе села Климовка с обходом города Тольятти».

Игорь Кадыров председатель совета директоров группы компаний «Автозаводстрой»:
— Я специально летал в Калифорнию, чтобы не только присмотреться к опыту мостостроения, но и изучить, как потом эти мосты содержать. Проехался по всему побережью, посмотрел мосты. На примере калифорнийского департамента транспорта изучил вопросы организации платных дорог и внебюджетного финансирования содержания мостов. И лишь утвердился во мнении, что строительство Климовского моста возможно лишь на основе частно-государственного партнерства. Что, скорее всего, сделает новую дорогу платной. Хотя даже в Европе платные дороги не в состоянии окупить вложенные в их строительство инвестиции.

По материалам СМИ

Развитие сюжета

ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА ЧЕРЕЗ ВОЛГУ В РАЙОНЕ КЛИМОВКИ ПОЛУЧИЛ «ДОБРО»
ЗАЧЕМ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НУЖЕН МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ?
5 ПРИЧИН НЕ СТРОИТЬ МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ В КЛИМОВКЕ