Видео. Лифты дышат на ладан. Цифры от 17 августа 2017г

В среднем в российских лифтах гибнет около 50 человек в год. Такую цифру намедни озвучил вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. Трагический инцидент произошёл 14 января прошлого года: в одном из корпусов жилого комплекса «Алые паруса» в Москве оторвался пол лифта. В результате в шахту с высоты 7-го этажа провалилась женщина. Она скончалась на месте. А через два дня в Тольятти двое мужчин упали в шахту лифта в Тольятти. Они выжили. По неустановленным причинам двери, ведущие в шахту лифта , открылись на 4-м этаже, когда кабина находилась на первом. А совсем недавно, 16 июля, один из жилых домов на улице Гагарина в Самаре, остался без лифта. Из-за короткого замыкания вспыхнул двигатель подъемного устройства. Слава Богу — обошлось без жертв!

За безопасность лифта вообще-то отвечает управляющая компания. Это она должна организовать правильную эксплуатацию, нанять специализированную организацию для проведения ремонтных работ. К сожалению, некоторые компании годами не платят за обслуживание лифтов. Иногда договоры на обслуживание заключаются, например, с компанией из другого города страны, у которой в Самаре нет ни технической базы, ни специалистов — только один представитель в офисе. Да, такие фирмы предлагают очень низкие цены, но вряд ли тут можно говорить о качественном сервисе. Тут, я считаю, нужен контроль со стороны властей.

Ростехнадзор провел проверки по всей стране. Только 6% лифтов безопасны. Всего в городе Самара работают более 5700 лифтов. Из них требуется замена почти трех тысяч, срок эксплуатации которых уже закончился, причем каждый год число таких лифтов увеличивается. Сегодня в Самаре используются подъемники 70 — 80-х годов постройки, поэтому часто возникают проблемы. В том числе — с запчастями: их уже не выпускают, поэтому ремонтники работают на старых запасах. Я вот езжу в лифте, запущенном ещё в 1975 году. А нормативный срок эксплуатации 25 лет. То есть переработка лифта — аж 17 лет! Старые лифты, несмотря на все ремонты, ломаются часто: аварийные бригады вызволяют самарцев из кабин 20-30 раз в месяц. И все-таки мы — счастливчики. Иначе как объяснить такой факт: каждый второй лифт в городе, по сути, опасен для жизни, а случаи гибели людей по вине неисправного оборудования единичны.

Конечно, главная мера профилактики несчастных случаев — не ремонт, а замена лифта. Лифт – это самое дорогое, что есть в доме. Чтобы заменить все просроченные в Самаре, нужно около 4 млрд рублей — сумма, конечно, значительная. По городской программе «Развитие лифтового хозяйства» с 2003-го по 2013 год заменили всего 450 лифтов, В 2017-18-м годах планируют обновить 90. Но для такого города, как Самара, — это ничтожно мало: в Новосибирске или Казани в год меняют по 600 — 700 штук! Понятно, что столь дорогостоящую проблему своими силами не сможем решить ни мы, собственники жилья, ни городской бюджет — необходима областная целевая программа.

Чиновники все больше намекают нам, что по факту мы сами должны заниматься обновлением лифтового хозяйства. Мол, подобное оборудование относится к общедомовому имуществу, за ремонт которого должны платить сами жильцы. К слову, замену лифтов предусматривает и программа капитального ремонта многоквартирных домов. Так в рамках программы, в губернии уже заменено лифтовое оборудование в 110 домах, в 2017 году новые подъемники заменят в 34-х. Вообще, кредитование ускоренной замены лифтового оборудования в жилых домах названо приоритетным ведомственным проектом минстроя. В этом году планируется заменить в стране 18 тысяч лифтов. Планы у капремонтников хорошие. Но дойдут ли деньги до моего подъезда, не затеряются ли как уже бывало в межбюджетных карманах — сомнения есть!

Что получается? Наличие двух источников финансирования этих работ ставит жителей Самары в неравные условия. В одних домах лифты, дай-то бог, поменяют за счет средств городского бюджета, по муниципальной программе, в других – за счет средств граждан, по программе капремонта. Да, и для последних это еще и потеря возможности проведения других работ в доме. Столь затратный капитальный ремонт, как замена лифта, нам, рядовым самарцам, просто не силам. Считаю поэтому, что замена лифтов должна производиться из областного бюджета, поскольку лифт — это объект, от которого зависит здоровье и жизнь людей.