Хитрый Пивкин. Как отсечь лишних подрядчиков по ремонту дорог?

Заказчик незаконно объединил в один лот закупки 7 тысяч км дорог разных районов региона. ФАС считает, что конкуренция на торгах с укрупненным лотом снижается, а бюджет лишается экономии

Есть такой ходячий анекдот среди закупщиков: «почему цена за единицу возросла при централизации, мы же рассчитывали на экономию на масштабе? – да потому, что крупную закупку курирует крупный начальник, его интерес крупнее и он вложен в цену». В этой шутке, как говорится, есть доля шутки, и есть масса примеров из практики, когда при централизации цены были выше…

Справа на фото: ВРИО министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области ПИВКИН Иван Иванович

Недавно Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области объявило о проведении аукциона на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

ФАС России обнаружила в действиях заказчика ряд нарушений Закона о контрактной системе. В частности, заказчик незаконно укрупнил лот закупки. Так, в один лот были объединены участки дорог разных районов Самарской области, территориально не связанных друг с другом и находящихся сразу в двух климатических зонах. Общая протяженность дорог, работы по содержанию которых закупаются заказчиком, составляет примерно 7 тысяч км.  Любой специалист вам скажет, что укрупнение лота влечет за собой ограничение конкуренции, а значит —  к неэффективному расходованию бюджетных средств.

В результате начальная (максимальная) цена контракта составила 2,1 млрд рублей, в то время как сумма обеспечения заявки по этой закупке — 105 млн рублей, а сумма обеспечения исполнения контракта – 210 млн рублей.

Например, в апреле прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев давал поручение ФАС совместно с правительством Омской области проработать укрупнение дорожных лотов, так как привлечение крупных подрядчиков целесообразно в части качества и цены. По сути дела складывается впечатление, что вопрос у ФАС на «ручном управлении», хотя можно было бы разработать методику формирования лотов (на основе разных критериев, включая состояние рынка и экономическое обоснование). В итоге же мы получаем профанацию конкуренции и серьезные финансовые потери, не говоря о невыполнении важнейших задач заказчиками.

А что касается госзаказа Пивкина, то, кроме того, аукционная документация требовала от участников предоставить в составе заявки излишне детализированное описание товаров, используемых при реконструкции. Так, к примеру, участнику необходимо было указать процент содержания зёрен крупнее 5 мм в зерновых составах минеральной части асфальтобетонных смесей, их водонасыщение и остаточную пористость.

«К сожалению, оба этих нарушения по-прежнему встречаются при рассмотрении жалоб на закупки работ по содержанию дорог, и оба они губительны для конкуренции. Так, чрезмерно детализированное описание объекта закупки ограничивает возможность участников предоставить надлежащее предложение, поскольку запрашиваемые заказчиком показатели невозможно установить без специальных лабораторных исследований. В свою очередь, необоснованное укрупнение лота приводит к тому, что контракт достаётся посредникам, которые затем привлекают реальные строительные компании в качестве субподрядчиков», — отмечает заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.

Для устранения нарушений ФАС России предписала Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области внести изменения в документацию.

И надо понимать, что последствия нарушения ч. 1 ст. 17 закона № 135-ФЗ не ограничиваются привлечением самого заказчика к административной ответственности. Проблема в том, что исходя из ч. 4 этой статьи, нарушение установленных ею правил, является основанием для аннулирования самих торгов и заключенных по их результатам сделок.

Па материалам ФАС