А.Чернов и А.Ишмуратов: Почему бросают коттеджи?

«Места для американской мечты в пригородах крупных и средних городов даже в формате «мечта на выходные» не нашлось. Почему?

В последние две недели в федеральных СМИ и в блогосфере активно развивается тема заброшенных коттеджных поселков в Подмосковье. При этом речь идет не про классические поселки «под подряд», а про поселки, которые девелоперы застраивали комплексно, по единому проекту или по набору ограниченного количества индивидуальных проектов.

Сейчас многие из таких поселков действительно стоят пустые, причем далеко не только в Подмосковье и новой Москве, но и вокруг многих и многих крупных российских городов» — этот материал в ульяновской онлайн-газете и послужил объектом для «комментов» двух самарских урбанистов.

Андрей Чернов (зам.директора АО «Самара-Информспутник»):

Почему у нас «частный сектор» (псевдоэлитный или нет) всегда выглядит как сто цыганок в длинных юбках заборов, а не как в Америке — линейка в кадетском корпусе?

Образ жизни. Не «городской», а «деревенский». Выйти в труселях на крыльцо, почесать… , чтобы никто не увидел и не сочинил частушку. Самоутвердиться — «лучше чем у соседа» и одновременно «не хуже, чем у других». Все время что-то планировать, подкрашивать, подстраивать, жужжать болгаркой, ругаться с узбеками-строителями. А таунхаусы и индивидуальные дома «от застройщика по единому стилю» — там где простор для творчества? Та же квартира, только побольше и условно экологичнее. Что привязывает-то к ним? Вот и съезжают…

Андрей Ишмуратов (Председатель правления Ассоциации Центр общественного взаимодействия): 

Коттеджная история действительно не взлетела, но по моему причины фундаментальные две:
1. Российская инфраструктура не приспособлена к повальной автомобилизации, и никогда не будет приспособлена, такое удалось только США на пике могущества.
Если жить в каком-нибудь Экодолье, в тех же условных 20 км от города, а работать в Центре — то это время в пробках измеряемое часами, ужасные проблемы с парковкой, очереди на заправках, и масса ещё всего. А без машины, этот радиус вообще можно считать недоступным, там одна убитая маршрутка в полчаса.
Серьезно рассматривать развитие дальнего радиуса можно будет только при совершенно другом уровне общественного транспорта, когда доехать до какого-нибудь Красного Яра — не будет приключением.
2. Неспособность девелоперов обеспечить приличное качество строительства. Посмотрите рендеры скажем Экодолья, и фото на Табуренте, что в итоге у них получилось. Подавляющее большинство коттеджных поселков строится просто запредельно плохо.

Андрей Чернов:  Да, это так. Но при этом в Самаре и в других городах у «среднего класса и выше (по доходам)» очень распространена целевая модель — построить дом и жить вне города. В городе — работать (или вообще не работать), а жизнь — за городом.
Вопрос, не какие плюсы и минусы у загородной жизни, а почему загородная жизнь другая, нежели ее представляют застройщики и другая, чем в Европе и Америке.

Фейсбук Чернова и Ишмуратова