Андрей Морозов: Слово о транспорте автобусном (Красная Глинка — Самара)

Дражайший наш Дмитрий Игоревич!

Спешу сообщить вам о печальном состоянии автобусного сообщения между Красной Глинкой (Управленческим, Мехзаводом) и собственно Самарой. О чем вы, конечно, знаете лучше меня (во всяком случае, надеюсь на это), но лишняя весточка не помешает.

Начнем с фактов. Сегодня я пришел на свою остановку на Управленческом в 08:05, а сел в муниципальный «полтинник» в 9:30. Были еще три 50-е маршрутки, но из их окон торчали руки, ноги и другие части тел пассажиров. Примерно такую же картину представляли собой другие маршрутки, на которых я мог бы доехать до Барбошиной поляны (она же поляна им. Фрунзе, она же просто Поляна), где с величайшим удовольствием ввинтился бы в забитый трамвай или автобус, следующий до Самарской площади. Да, было еще два 1-х автобуса, но с ними мне совсем не по пути, как и большинству людей, стоявших на остановке. И такое непотребство наблюдается уже пару-тройку месяцев.

Вы не подумайте, господин врио губернатора, я не о личном удобстве людишек беспокоюсь. Я ж понимаю: страна встала с колен, осваивает подводные беспилотники, крылатые ракеты с ядерным двигателем и боевые лазеры. Ради этого российское общество готово пробивать одно социальное дно за другим, жертвуя больницами, школами, правами, свободами и прочими излишествами. Я о макроэкономике Самары беспокоюсь, без которой боевые лазеры могут остаться маниловщиной, коей они являются сейчас.

Вам, Дмитрий Игоревич, несомненно, известно значение логистики для города, потому поясню для обычных читателей. Город это не здания, инфраструктура и прочая недвижимость. Это сообщество людей, которые создают и приумножают материальную культуру города и страны. И поскольку они тесно связаны, постольку они производят больше материальной культуры, чем сельские жители. И именно транспорт соединяет людей в единое городское сообщество. И именно поэтому мэрии мегаполисов по всему миру считают своей первейшей обязанностью развитие внутригородского транспорта.

Если в Самаре с автобусами все будет идти как сейчас, то Глинка, Управленческий и Мехзавод превратятся в реальные поселки, т.е. в локальные перенасыщенные рынки труда (как три маленьких Тольятти). Одновременно в Самаре возникнет недостача экономически активного населения. Ведь большинство экономически активных жителей окраин Самары не могут сменить место жительства и даже автомобиль купить не могут. Ибо в нашей высоко духовной стране, в отличие от прогнившего Запада, наличие работы не есть гарантия от нищеты.

В мире известно два способа организации городского транспорта: а) упор на личные авто; б) общественный транспорт. Первый способ нам не доступен по причине нищеты (см. выше), потому надо возрождать общественный транспорт. Особенно в свете дошедших до меня слухов о возможном банкротстве «Самараавтотранса».

Теперь о причинах происходящего (опять же для простых людишек, не для вас, господин губернатор):
1) бюджетный перекос в пользу федерального центра, из-за чего городу на многое не хватает денег;
2) коррупция, из-за которой городские деньги перекочевали в карманы бизнесменов-плиточников, строителей стен и застав, лизинговой компании (которая продали Самаре трамваи вдвое дороже, чем Питеру) и прочих «деловых людей»;
3) снова коррупция, из-за которой рынок коммерческих маршруток искусственно закрыт для новых игроков;
4) стеснительность городских властей, которые заморозили рост стоимости проезда в городском транспорте. Наверное, чтобы ненароком не опровергнуть официальный уровень инфляции и чтобы не злить народишко.

Так вот, уважаемый Дмитрий Игоревич, если с первой причиной вы ничего поделать не можете, то остальные вам вполне подвластны. Нет, я не о законных решениях говорю. Правовое поле — одно из первых излишеств, выброшенных нами в процессе вставания с колен. Я говорю о российской реальности, в которой вы можете тихо, без шума и пыли, сделать следующее:
1. Получить в Москве «добро» на экстраординарные действия в связи с развалом муниципального транспорта. Затем попросить у ГУ МВД по Самарской области во временное пользование три камеры в СИЗО, а также пару взводов ОМОНа.
2. В одну камеру свезти под конвоем ОМОНа всех причастных к лизингу трамваев и сказать им примерно следующее: «Даю сутки, чтобы вдвое снизить цену лизинга. Если не исполните – статьи в УК для вас найдутся, лет на двадцать, с конфискацией».
3. В соседние камеры кинуть всех, нажившихся на градостроительном бреде Меркушкина (за исключением самого Меркушкина, кончено же), и сказать им: «В течение суток пожертвуйте городу (сумма)». Если нет – см. выше.
4. Встряхнуть за грудки транспортную мафию и сказать: «Я разрешаю повысить цены до 40 руб., но через два месяца в городе должно быть нормальное количество 1-х и 50-х маршруток.» Если нет – см. выше.
5. Ввести дифференцированную стоимость проезда на муниципальных автобусах. В частности, для пассажиров, садящихся в поселках Кр. Глинка, Управленческий, Мехзавод на автобусы, идущие до ж/д вокзала, стоимость проезда должна составлять не менее 35 рублей. Это все же выгоднее, чем два раза заплатить по 25 рублей.

Само собой разумеется, уважаемый Дмитрий Игоревич, вы можете оставить все как есть. Город-миллионник без общественного транспорта это нонсенс, но в России многое невозможное становится возможным. Правда, тогда возникнет вопрос: зачем вы здесь? Но это уже совсем другая история…

Фейсбук Андрея Морозова