Андрей Чернов: 5 заблуждений урбанистов и «градозащитников»

Субъективно: 5 заблуждений урбанистов и «градозащитников»

1) «Надо снижать количество автомобилей на душу населения».

Нет. Автомобиль — потрясающее изобретение человека как техническое, так и социальное («я в домике, с приятной музыкой, своими мыслями, меня не тревожат»). Это своего рода «уход от реальности» (все эти отмазки из-за пробок, автофетиш…).

Надо снижать не автомобилевладение (количество авто — показатель дохода), а автомобилепользование. Точнее, менять его структуру — по возможности убрать ежедневные маятниковые миграции дом-работа-дом, усложнить жизнь стоящим авто, распределить потоки по времени суток.
Если ты весь день мотаешься по городу на авто (работа, дела, такси, в выходные тещу на дачу) — никто тебя не будет ограничивать.

2) «Платные парковки — инструмент увеличения бюджета города, кроме того, они освободят наши улицы от пробок.»

Нет, платные парковки нужны для создания экономического рычага регулирования транспортных потоков по величине и времени суток, а также и оживления территории (если возле кафе нельзя припарковаться — выручка падает многажды).
Именно поэтому нельзя отдавать в долговременную концессию парковки, как хотели «инвестору на 10 лет вместе с доходами от нее» — инвестор будет максимизировать собственный доход (как в аэропорту — первый час самый дорогой). Парковочная политика должна быть такова, чтобы стимулировать «короткие» остановки и стоянки и убрать «длинные» (утром приехал — вечером уехал), варьировать стоимость от времени суток, от месторасположения, от загруженности — в течение дня должно заполняться 70-80% парковок — можно было почти всегда встать и в то же время не было пустот. Короче, механизм должен быть в руках города, как ключевая ставка – в руках Центробанка.

Пробки несколько уйдут из-за перепробега в поисках парковки, и из-за перераспределения потока по времени суток. Короче, уйдут старые виды корреспонденций, возникнут новые, «оживляющие» городскую территорию.

3) «Мораторий на строительство — спасение исторической части города».

Нет. В любом случае, спрос на жилье в комфортной среде, в центре, у Волги останется. И если этот спрос не удовлетворять, то предложение примет уродские черты, вплоть до упадка исторического центра (зачем там жить, если квартиры дорогие, бизнеса нет, и среда так себе).
Мораторий можно сделать только временно (не больше года), для «изменения правил игры» — переход на строительство высокоплотной среднеэтажной застройки вместо высоток. Нужно повышать качество среды, насыщенность — за счет этого повышается стоимость жилья и высокоплотная «бережная» застройка становится рентабельной – меняется вид собственников в центре.

4) «Надо бороться с моллами».

Нет, надо учиться у них. Молл — это такая «усредненная мечта о городе». Там тепло, безопасно (до недавнего времени), вкусно пахнет, насыщенно звуками, яркими пятнами. Там продуман для горожан весь цикл «от приезда до отъезда» (где оставить машину, где что купить, сходить в туалет, чем и где занять детей и пр.). Он построен по «принципам города» — в большинстве случаев есть улицы (галереи), «центральная площадь», зоны отдыха, шумные и тихие, детские и взрослые зоны, там можно реализовать «базовые потребности» (детям мороженое, бабе — цветы) с минимальными временными издержками и с максимальным удобством. Пользователи платят ренту за это в виде наценок и сверхпотребления.

Как же убрать желание построить моллы в историческом центре?

Во-первых, надо менять структуру транспортных потоков, ежедневного уклада так, чтобы специальное посещение молла в историческом центре в будни вечером было неудобным — ехать долго, цены дорогие из-за аренды, есть альтернативы.

Во-вторых, делать альтернативное предложение — торговая улица. С туалетами, навигацией, единой управляющей компанией, «якорями», тележками, безопасностью и удобством перемещений на улице для детей и взрослых, детскими зонами, парковками по краям, кэшбеком на оплату парковки в магазинах и кафе, вывозом снега в течение дня, музеями, разработанными маршрутами, большим разнообразием кейсов времяпровождения, чем в молле. В условиях, когда 6 месяцев — зима, невозможно перебить молл по комфорту перемещения — надо брать разнообразием предложений. Просто потому что и места больше и среда краше. А для этого надо, чтобы каждый кирпич рассказывал о себе, а также где найти следующий кирпич.

И только в-третьих, градостроительные механизмы — предельный размер земельного участка, расстояние до красных линий, правила землепользования и застройки, запреты и регламенты.

5) Борется «недогород» (уклад жить в высотках дом-работа-молл-дом) с «городом» (гулять в общественных пространствах, общаться в кафешках, культурные события).

Не совсем. В этой «борьбе» вполне может победить третья сила — вообще уход от городской жизни или в «свой дом» (пригород, просеки) или вообще виртуал (фриланс, покупки через интернет, доставка, онлайн-общение, игры – поколение Z). Надо за чем угодно вытащить людей из дома на улицу, хоть для «транзита» — перехватим . Реализовать потребности ближе к дому, с меньшими издержками, полнее и разнообразнее.

Фейсбук Андрея Чернова