Видео. Цены на бензин растут. Акцизы, маневры и обдираловка. «Цифры» от 5 июня 2018г

Цены на бензин в Самаре, да и по всей стране, резко выросли — и наше правительство решило даже снизить налоги. Невероятно и невидано. Это тогда, после великой войны, «было время и цены снижали», но чтобы сейчас! Что же случилось? И почему выросли цены на бензин?

Открываем Росстат и видим скачок цены в май-месяц на 5,7%. На фоне инфляции в 0,4% в месяц, согласитесь, это очень много. Нет, не зря забеспокоились многочисленные инициативные группы в регионах и стали готовить протесты против роста цен на бензин.

Проблема приобрела политический характер. С середины мая в российских регионах, от Иркутска до Дагестана, сотни водителей вышли на протестные акции. Причем в ряде случаев эти митинги нашли поддержку со стороны местных властей. В Новосибирске пикет посетил мэр города Анатолий Локоть, а один из депутатов Заксобрания Камчатского края демонстративно пересел с авто на коня по кличке Ракета и потребовал организовать возле парламента парковочное место для привязки животного.

Автомобилисты Самарской области участвовать в акциях пока не собираются. Однако, по словам представителя Федерации Автомобилистов России в Самарской области Татьяны Васильевой, это не значит, что они согласны с ростом цен на бензин. Народ в основном понимает, что это делается для затыкания образовавшихся налоговых «дыр» и недовольны этим: сколько можно решать проблемы за наш счет с помощью введения косвенных налогов? Но каждый пока выражает недовольство у себя дома и организовать с инициативными гражданами акцию, которая может иметь вес, еще не готов. Видимо, есть неверие в то, что все получится. Отдельные автомобилисты отреагировали на повышение цен на бензин в регионе по-разному: одни стали меньше заправляться и сократили расходы на топливо, другие, например перевозчики, подняли цены на транспортировку пассажиров и грузов. Все это будет дорожать, и ситуация будет развиваться по замкнутому кругу.

Кстати, если мы имеем дело с рыночной экономикой, то цены растут обычно в связи с дефицитом товара. Было такое дело? Да. В апреле производство бензина упало сразу на 10,6% (к марту). Очевидно, майский скачок цен вызван апрельским сокращением производства.

Хорошо. Почему сократилось производство бензина? В апреле упала добыча нефти — но не так значительно — всего на 3,2%. Это могло бы объяснить разве что половину сокращения производства бензина. Очевидно, компании отправили нефть на экспорт, что логично, учитывая, что за апрель-май цены на нефть там за бугром выросли почти на $10 за баррель.

Более того, девальвация рубля в середине апреля (из-за нового витка санкций США) еще больше увеличила доходность экспорта нефти и нефтепродуктов, по сравнению с реализацией их на внутреннем рынке.
Результат — глава ФАС 11 мая сообщил, что цены на топливо на внутреннем рынке сейчас на 16% ниже экспортной альтернативы. Понятно, что бензин потек на экспорт, а на внутреннем рынке возник его дефицит.

Таким образом, цепочка была длинная, но в конечном счете именно повышение нефтяных цен плюс новый виток санкций привели к росту цен на бензин в России. Как оказалось не так уж внутренние цены оторваны от мирового нефтяного рынка и не так уж безразличны нам иностранные санкции — все это бьет по карману рядового автовладельца.

Впрочем, снижения цен на бензин из-за принятого решения о снижении налогов не ждите. Вице-премьер Дмитрий Козак так это осветил: «Снижение невозможно, живем в рыночной экономике, и требовать работать себе в убыток тоже невозможно». Странные у нашего правительства представления о рыночной экономике…

Ладно, теперь понятно, почему выросли цены на бензин. Что же правительству делать в такой ситуации? Естественная, ожидаемая реакция — повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, что выровняет доходность экспорта с работой на внутренний рынок и — о, такой приятный бонус! — принесет новые доходы в бюджет. Так правительство делало уже не раз.

Но — не сейчас. Дело в том, что такая реакция вступила в противоречие с осуществляемым правительством «налоговым маневром в нефтяной отрасли». Еще в 2014 году правительство приняло странное решение — сократить экспортные пошлины на нефть, увеличив налог на добычу полезных ископаемых.
Почему странное? Потому что это приводит к тому, что налог с экспорта перенесется на все производство, в т.ч. и на внутренний рынок и, конечно, должен вызвать ускоренный рост цен на бензин. Тогда правительство пообещало сдержать возможный ценовой скачок сокращением акцизов.

Вторая странность этого «налогового маневра» — по идее мы должны стимулировать глубокую переработку нефти на территории страны, чтобы нефтепродукты было выгоднее экспортировать, чем сырую нефть Но «маневр» делает как раз обратное — удорожает сырье для нефтепереработки.

Так почему правительство решилось на этот странный и опасный «маневр»? Да просто решило нажиться на нефтяниках и на людях — за счет пересмотра налогов отжать с них немного допдоходов в бюджет.
А дальше произошло следующее. Экспортные пошлины пошли вниз, налог на добычу полезных ископаемых— вверх. А вот акцизы на бензин не только никто снижать и не подумал, но правительство ускоренно индексировало их с темпом заметно выше инфляции. В результате цены на бензин сегодня к 2014 году выросли на 40% при инфляции всех непродовольственных товаров в 25%. Понятно, кто заплатил в конечном счете за «налоговый маневр»?

Да, немного зарвались они со своим «маневром», а тут еще и мировые цены на нефть пошли вверх. Но от «маневра» отказываться правительство не хочет. Значит, осталось что? Да, вспомнить свое обещание и перестать постоянно повышать акцизы на бензин, даже немного откатиться назад. Что и было сделано с 1 июня. Во имя того, чтобы вредный для экономики и нас с вами «налоговый маневр» оставался в силе.
Так что, чудес на самом деле не произошло. Снижение налога правительство затеяло в конечном счете для того, чтобы получше ободрать людей и всю экономику.