Кражи в супермаркетах и самоуправство охраны. Цифры от 24.07.2018

Вас когда-нибудь осматривали охранники в супермаркете? Даже, если ты ничего не украл, чувствуешь себя мерзко. Вот и несчастная бабушка в Астрахани, которая случайно, а может и специально, положила в сумочку колбасную нарезку, недавно просто не пережила такого позора. В прямом смысле слова – она скончалась.

По данным официальной статистики, количество краж в магазинах растет с каждым годом. Статистика говорит, что в прошлом году убытки в сфере торговли составили почти 1 миллиард рублей. И это только официальная статистика краж, о которых было заявлено в правоохранительные органы. В условиях экономической нестабильности голод и нужда, а кого-то и порция адреналина толкают самарчан на кражи в разного рода супер и гипермаркетах. И персонал супермаркетов по подозрению в воровстве продолжает третировать подростков и старушек.

Информация о конфликтах и стычках в магазинах появляется в сводках происшествий почти каждый день. Как избежать конфликтных ситуаций и так ли уж страдает сфера торговли от воришек?
То, что охрана превышает полномочия, это полностью вина магазинов. Зачастую они нанимают на работу неквалифицированных людей. То, что они в черной форме и на спине надпись «охрана», еще не значит, что магазин охраняет профессиональная охранная структура. И надо помнить, что права охранника магазина минимальные: он может предложить человеку пройти в досмотровую комнату, только если сам видел, как товар украли, или это было записано на камеру видеонаблюдения. Охранник в такой ситуации обязан проверить наличие товарного чека, сравнить его с покупками и удостовериться, что они друг другу соответствуют. В случае конфликта сотрудники вызывают полицию. Сами охранники задержать человека не вправе.

Надо ли сажать за мелкое хищение? Эксперты считают, что возбуждать уголовное дело при хищении на сумму до несколько тысяч рублей нецелесообразно. Суды и дознаватели получат лишнюю нагрузку и испорченные показатели статистики. Может потому Госдума в конце прошлого года наряду с побоями декриминализировала и мелкие кражи до 2,5 тысячи рублей.

Так ли уж страшны владельцам магазинов эти мелкие кражи? Согласно исследованию компании Axis и некоммерческого партнерства представителей розничных сетей, основными причинами потерь в ритейле являются мошенничество поставщиков — 7 с половиной процента, административные ошибки — 26%, внутренние хищения — 33 процента, и да — те самые внешние кражи — еще 33%. То есть только треть убытков — на совести магазинных воришек. Не меньше, а столько же крадут сами работники ритейлов. По словам экспертов, они то как раз хорошо знают «слепые» зоны, где их не отследят видеокамеры, и могут безопасно присвоить товар. Прецеденты, когда воруют сотрудники магазина, естественно, не оглашаются.

И вообще, магазины закладывают определенный процент потерь в продажную стоимость товаров, то есть увеличивают торговую наценку на сумму убытков (обычно до пяти процентов от стоимости товара). Таким образом, часть потерь от магазинных краж оплачиваем мы с вами — честные покупатели. Сами же недостачи для целей налогообложения прибыли не учитываются. Несмотря на большие потери, магазины в любом случае остаются в плюсе.

Да, сотрудников магазинов тоже жаль. Их порой штрафуют за недостачу на несколько тысяч рублей. Но, если и попался кто с неоплаченным товаром — я считаю, что в каждом случае надо смотреть — перед тобой серийный вор, они ещё называются шоплифтеры, или рассеянная старушка.

Что, все люди черствые и злые? Да нет, зачастую просто инструкции противоречат здравому смыслу: если нет задержаний, то охрана не работает, и следуют наказания. Выходит, что службе безопасности нужны эти задержания. И формальность вновь побеждает над здравым смыслом. Не надо так!

Это была программа Цифры и я Андрей Асташкин. Увидимся!