Авиаперелеты. Цены «взлетят»? Цифры от 30.07.2018

Цены на билеты «Аэрофлота» и S7 могут вырасти. Якобы, из-за выросших цен на авиакеросин. Повышение составит 200 рублей на полет для эконом-класса и 400 рублей для бизнес-класса. Рост может затронуть все бронирования, оплаченные с 26 июля и позже. Вроде бы самарцы летают другой авиакомпанией. И нас вроде бы это не должно волновать. Но…

Если другие авиакомпании увеличат размер топливного сбора в цене билета, то и наш «ЮТэйр» пойдет на этот шаг. И, по моим прогнозам, это случится до конца года.

Почему повышение?

Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин 10 июля объяснял, что цены на керосин растут в том числе из-за налогового маневра в нефтяной отрасли. То есть правительство накосячило а нам — отдуваться.
С середины июня 2017 года до июня 2018 года цены на нефтепереабатывающих заводах увеличились почти на 45%. По данным Росавиации, средняя цена авиакеросина в российских аэропортах с января до мая выросла меньше, чем на процент. Просто авиаперевозчики в последнее время компенсировали рост цен на авиакеросин за счет своих ресурсов. Жаловались на проблемы с убытками из-за роста цен на топливо прошлой осенью, потом проблема отложилась из-за низкого сезона. Но вот сейчас «Аэрофлот» решился заявить о своих убытках.

Доля топливного сбора в цене билета составляет от 25% до 40%. При этом вклад повышения топливного сбора в цену конкретного билета разнится — в частности, в зависимости от длительности полета. В дальнемагистральных рейсах доля цены, конечно, билета больше.

Какие еще факторы могут повлиять на билеты?

Укрупнение авиационного рынка. Вы же помните, у Самары была своя авиакомпания. Но еще 30 сентября 2008 года у «Самары» отозвана лицензия. В компании на тот момент было около 800 работников. 13 июля 2010 года было зарегистрировано ОАО «Эйр Самара». Областное правительство под руководством Меркушкина потратило полмиллиарда на приобретение самолетов. Руководитель группы по разработке инновационных технологий в области эксплуатационно-экономической деятельности воздушного транспорта Виктор Дубровский назвал эти закупки “крупномасштабной авантюрой министерства транспорта Самарской области”. Кончилось все тем, что 16 февраля 2015 года Росавиация аннулировала сертификат авиакомпании.

И по всей стране происходит тоже самое. В конце сентября 2017 прекратила деятельность авиакомпания «ВИМ-Авиа», которая в начале того же года замыкала первую десятку крупнейших российских авиаперевозчиков (всего в рейтинг Росавиации, по данным на 25 мая, входили 35 компаний). В конце мая этого года прекратила полеты компания «Саратовские авиалинии».

Как обычно, за все платит ленивый пассажир, который не отстаивает свои права — так всегда, вне зависимости от того, является ли он пассажиром самолета или покупателем другого товара или услуги. У нас законы рынка вообще не действуют, поскольку у нас и рынка как такового нет. Поэтому возможны такие странности — чем меньше людей пользуются услугой, тем выше монополисты, коими являются «Аэрофлот» и еще несколько компаний. И поэтому, чем меньше пассажиров, тем больше с них будут драть.

Ну и разумеется, подорожание цен на авиабилеты связано с недобором доходности. Летний сезон оказался не столь летним, несмотря на всплеск во время ЧМ по футболу — доходы населения не растут. Народ не очень часто летает. Лучший отдых сейчас — съездить на дачу и позагорать там на грядках.
Это была программа Цифры и я Андрей Асташкин. Увидимся!