Железнодорожный лоукостер — дешевая ностальгия… Цифры от 08.08.2018

Наверное, любой советский человек помнит такое. Едешь по железной дороге. В вагоне сначала холодно, потом по просьбам пассажиров проводник начинает топить. И становится очень жарко. А окно — как на зло не открывается. Но самое увлекательное в путешествии — это, конечно же, санитарная зона. Ты не можешь сходить в туалет умыться, в принципе зайти в помещение санузла. А еще полуголые люди и вонючие носки повсюду.

Казалось, все это в прошлом. В РЖД обещали к 2020 году отказаться от плацкартных вагонов. И вроде бы скоро уже можно будет забыть о неудобных полках и унитазах с педалькой, которые в компании называют «гравитационным туалетом». Но не тут то было…

Вы видели, как торговцы на рынке отбирают испорченные овощи и продают их дешевле? Так вот, намедни так решили сделать и в РЖД. «Старые вагоны без кондиционеров и биотуалетов планируется выделить в отдельный временный бренд «эконом-бюджет». «Речь идет о новом бюджетном продукте с уникальным ценовым предложением», – пояснил представитель компании. Чтобы не называть это маркетинговое предложение на “г” (ну Вы поняли как), дали красивое название — «железнодорожный лоукостер». Напомню, что у нас и с авиационным не очень то вышло… ЖД для нищих заработает уже в следующем году. Временный лоукост-класс будет действовать в старых вагонах до того, как вагоны станут совсем уж разваливаться и их спишут наконец.

Конечно, железнодорожники не дураки. У нас, россиян, толика авантюризма в крови есть. И найдется немало экстремалов, которым понравится эта идея. Ни один вид транспорта так не располагает пассажиров друг к другу, как вот этот вагон. Люди, которые не знают друг друга, раскрывают свои тайны души, рассказывают о себе.

Так что да, я уверен – такой плацкарт будет пользоваться спросом. Россияне неприхотливы и не избалованы. А в последнее время еще и бедны — будут ездить в любых вагонах, лишь бы добраться до нужного места. Я никогда, например, не забуду поездку из Самары в Саратов, хотя меньше суток ехать, но не было воды ни горячей, ни холодной. В середине вагона прямо яма была, в которую можно было провалиться. К тому же еще пьяные проводники.

Все же идея, по меньшей мере, странная — в ней нет ни прогресса, ни бизнеса. Да, в Европе тоже можно прокатиться на поездах предыдущего поколения. Но там это ретро, а те вагоны, которые есть у нас, придется больше ремонтировать, чем эксплуатировать. И еще одно важное обстоятельство: у нас РЖД является монополистом. Лоукостеры в международных авиаперевозках потому-то и существуют, что между ними есть конкуренция, и достаточно жесткая. Здесь никакой конкуренции, естественно, не будет. Поэтому лоукостер в нашей железнодорожной отрасли — это просто перевозки старых вагонов по более низкой цене, не более того.

Издержки по эксплуатации таких старых вагонов вылезут в колоссальные цифры, которые вообще никак себя не оправдают. Количество ремонтных заходов, межремонтные пробеги и так далее. Более того, все это будет ровно до тех пор, пока не придет какое-нибудь Министерство природы и не скажет: здравствуйте, теперь заплатите, пожалуйста, за экологию, отсутствие биотуалета и так далее.

А что делать, если человек резко захотел в туалет, а если пассажиру станет плохо? С точки зрения экономического построения, я понимаю, что они хотят сделать, но с точки зрения практики, я боюсь, что обычный сервис, который предоставляется сейчас, из разряда «эконом» попадет в разряд первого класса, и будут делать как в лоукостерах в авиации: хотите вот это – доплатите! Запуск авиакомпании Победа, например, омрачен целой серией таких скандалов.

Но, видимо, к издержкам в РЖД готовы. И похоже, что гравитационный туалет окажется столь же вечным, как подстаканник, влажное белье и аромат жареной курицы.
Это была программа Цифры и я Андрей Асташкин. Увидимся!

 — Смотри еще выпуски!

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.