Сколько уроков задавать школьникам на дом? Нормативы «Минобраза». Цифры от 29.08.2018

Министерство образования и науки предложило законодательно ограничить время, которое учащиеся, а чаще всего – их родители, отводят на подготовку домашних заданий.

В министерстве считают, что ученики 2–3 классов должны тратить на выполнение уроков не более полутора часов, школьники 4–5 классов – не более двух, учащиеся 6–8 классов – не более двух с половиной, а в 9–11 классах домашнее задание должно занимать не более трех с половиной часов.

Я начал разбираться, и оказалось, что эти СанПиНы вступили в силу еще в 2011 году. Однако, в последнее время в министерство вновь вернулось к вопросу, так как поступает много жалоб от родителей на большой объем домашних заданий и нагрузки в школе.
Вот, что пишут о домашних заданиях в сетях сами школьники: «Приходишь из школы в 3, до половины седьмого, получается, делаешь домашние задания, а в 9-10 часов уже надо спать ложиться, дабы нормально высыпаться. И это если не брать в расчет то, что существуют дополнительные занятия и всякие курсы. Я бы хотел их посещать, хотел бы иметь хобби, но у меня времени на это не хватает!».

«Лично мне нужно минимум часов пять для того, чтобы сделать все задания на следующий день». «У меня выпускной класс. На выполнение домашнего задания уходит все мое время… Я сажусь за уроки в 15.00 и только к 23.00 я встаю из-за стола… Это ненормально…»
В чем причина того, что нагружать все больше нас стали почему-то? Между школами идет конкуренция за субсидии и гранты, за результаты ЕГЭ и место в рейтингах. От этого зависит финансирование учебного заведения. Никому не хочется быть в отстающих. Некоторые учителя поняли это по-своему, удвоили усилия и прибавили домашнее задание.

Некоторые учителя не успевают дать за учебный год то, что требуется по учебной программе, и перекладывают этот груз на детей. Я знаю пример школы, где ученики 2-го класса были разбиты на группы по нескольку человек, и каждой такой группе на лето было дано задание изучить определенные страны и континенты с подробным описанием флоры, фауны, водоемов, истории открытия, а также рекомендацией «записать в альбоме мифы, легенды, сказки народностей данной страны». При этом давать детям задание на каникулы, насколько я знаю, запрещено законом. Никакое задание на лето даваться не может. На каникулах дети должны отдыхать и набираться сил.

Увы, чаще всего эти домашние задания бывают скучными. В большинстве случаев — это самостоятельное изучение части параграфа в учебнике. Поэтому в электронном журнале часто можно увидеть примерно такую запись: «Домашнее задание: упражнение на странице n» или «параграф 8, читать». Или еще: «Приставки. Страница 135. Прочесть и привести примеры».

На мой взгляд, домашнее задание задавать нужно, но не каждый день. Заучивание правил, чтение параграфов, выполнение письменных заданий — от этого знаний не прибавится. Ученик приходит из школы уставший и садится за уроки. Делать он их уже не хочет! Но чтобы получить «5», а не «2», ученику приходится садиться за нудные уроки.

А вот если бы домашние задания были связаны с поиском дополнительной информации, разработкой новых идей, с созданием проектов вместе с одноклассниками, с посещением музеев и выставок, они, на мой взгляд, вызывали бы больший интерес у школьников. Да и запоминались бы лучше.

Говоря о домашних заданиях, я нередко оглядываюсь на своих знакомых, которые отдают детей в частные школы. Причина тому — не домашние задания. Просто там уделяют больше внимания развитию творческих способностей, в центре внимания ученик как личность. Разумеется, достойное образование можно получить и в обычной школе. Главное, чтобы совпали две составляющих: мотивация самого ребенка получать знания и стремление учителя помочь ребенку раскрыть свои способности. А объем домашнего задания – это уже вопрос второстепенный.

Это была программа Цифры и я Андрей Асташкин. Увидимся!