Деревянные кружева Самары. Уходящая красота… Цифры от 22.10.2018

В 1853 году в Самаре насчитывалось 316 каменных зданий и 2290 деревянных. И карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки до революции непременно украшали деревянной резьбой.

Резные узоры на старинных домах часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания и представления о мире. Так концы выступающих бревен обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Им часто придавали форму конской головы. И такие кони-коньки плыли, скакали над землей в небе на фоне изменчивых облаков. Древность происхождения мотива коня как оберега подтверждается археологическими находками.

К началу XX в. широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов вид резьбы по дереву – сквозная (пропильная) резьба, которая выполнялась с помощью пил различной конфигурации по нанесенному на доску рисунку. При определенной сноровке за неделю можно было выпилить декор дома.

В Самаре невозможно найти 2 похожих дома, здесь целые улицы неповторимых шедевров! Особенно самарцы любили украшать крыши. Но, к сожалению, ни одного “конька” не сохранилось. Хотя изображение коня встречается в резьбе часто и в большом многообразии. На фоне резного фриза дома 106 по ул. Вилоновской расположен ритмический ряд оригинальных по рисунку фигурных кронштейнов в виде голов коней. В них – стремительность бега, сила, красота и стройность благородных животных. Или милые, сказочные коньки-горбунки на доме 22 по ул. Красноармейской! Полюбоваться конем, символом добра и бессмертия, и лебедем, символом любви и красоты, можно также на деревянном доме 32 по ул. Ярмарочной или на оконных наличниках дома 51 по ул. Ленинской. А в деревянных квадратах под свесом кровли дома 128 на ул. Л.Толстого, присмотревшись, можно увидеть 4-х ласточек. Они расположены между изящными кронштейнами, профили которых тоже напоминают сказочных птиц.

И конечно, особая красота – в наличниках и ставнях окон. Они в Самаре есть и прямоугольные, и с полукруглой верхней частью (дома 36, 46 на ул. Толстого) – ампирные, и круглые окна в стиле модерн на доме 105 по ул. Садовой. Главный элемент, проходящий через все орнаменты – ромб. Ромб – это символ земли. Круг тоже не менее распространен – это символ солнца, например, на ул. Водников, дома 38, 77 и ул. Ленинская, дом 60. А соединение круга и ромба – символ плодородия.
На щипце скромного одноэтажного дома (ул. Ленинская, 232) мастер создал целое эпическое полотно. Над окнами 2 взъерошенные птицы с поднятыми лапками, открытыми клювами и настороженными взглядами. Под этими хищными страшными птицами – 2 змеи, смотрящие вниз на прохожих с оскаленными мордами. В центре этой мифологической композиции мастер поместил “солнышко”. Но… дом снесен, и уникальная резьба уничтожена. Даже фрагмента в музее не осталось… Как нет уже и резьбы на доме 5 на ул. Коммунистической, где мастер вырезал из дерева и прикрепил к стене схематические часы с циферблатом, стрелками и гирями.

У деревянных строений короткий век. И число деревянных домов непрерывно сокращается. Приведу цитату из книги архитектора, профессора Каркарьяна «Деревянное зодчество Самары»: “Резной оконный наличник валялся в грязи недалеко от гусениц бульдозера, снесшего очередной старый самарский дом. Сквозь скрежет и лязг бульдозера я услышал:”Я был бы счастлив, иметь такую изящную деталь на своем доме…ведь это произведение искусства…Вывезти не разрешат…” В голосе и взгляде молодого итальянского архитектора я почувствовал и упрек, и удивление. И подумал: то, что нужно иностранцам, не нужно нам… Домовой резьбы на старых улицах Самары много. Пока много…Но при таком “нашествии” нынешных домов-монстров скоро ее не останется совсем”.

Конечно, нельзя всю страну превратить в сплошные Кижи. Но есть путь в бессмертие и для деревянной резьбы: надо, наверное, возродить и сохранить мастерство, опыт, приемы резьбы. Научить молодых мастеров резать по дереву не только в селах, но и городах. Ведь строят же до сих пор дома из настоящих дубовых бревен, т.е. из дерева. Определенную надежду внушает замечательное, теперь уже всероссийское движение «Том Сойер Фест». Есть люди, которым не все равно. Значит, есть шанс спасти целый пласт народного творчества…

Это была программа Цифры и я, Андрей Асташкин. Увидимся!