Комиссия Сбербанка за снятие наличных с «кредитки» — незаконна! Цифры от 25.02.2019

А с Вас Сбербанк брал комиссию за снятие наличных c кредитной карты? Так вот, подобное правило ущемляет права потребителей. Это недавно установил Роспотребнадзор и подтвердил суд в Забайкальском крае*. Поводом стала история жительницы Читы, которая сняла деньги с кредитки и заплатила комиссию в четыре раза больше снятой суммы. Как так получилось?

Эта история началась в ноябре 2016-го. Елена Валентиновна оформила кредитку Сбера с лимитом в 120 тысяч. До поры до времени она спокойно пользовалась пластиком, пока в феврале 2017-го ей срочно не понадобились наличные. Под рукой не оказалось другой карты, и Елена вынуждена была снять всего-то 100 рублей со своей кредитки. За эту операцию с неё взяли конскую комиссию в 390 рублей. Почти вчетверо больше.

Возмутившись таким соотношением цифр, женщина написала заявление в Роспотребнадзор. Инспектор нашёл положения договора, которые касаются комиссии, ущемляющими права потребителя. Перефразируя, Сбербанк поставил собственные правила обслуживания карт выше требований федерального закона.

Вооружившись этим актом, инспектор пошел в арбитражный суд Забайкальского края и по административной статье 14 дробь 8 оштрафовал Сбербанк на 20 тысяч. Суд согласился, что брать с клиента ещё и комиссию, когда он снимает наличку по кредиту, незаконно. Банк решение первой инстанции оспорил, но проиграл. Апелляционная инстанция осталась на стороне Роспотребнадзора и Елены. Читинский четвёртый апелляционный суд признал незаконными 8-й и 16-й пункты тарифа на обслуживание кредитных карт линейки Visa и MasterCard. Упомянутые пункты устанавливают комиссию в 3% за снятие нала с кредитки в «родных» банкоматах и 4% — в чужих. При этом комиссия не может быть меньше 390 рублей.
Когда клиент оформляет карту, ему по факту открывают кредитную линию: трать, уважаемый клиент, сколько душе угодно, но в пределах установленного лимита. Банк зарабатывает на обслуживании карты и взимании процентов, если клиент не вовремя вносит платежи.

Основа кредитного договора — собственно предоставление заёмных средств. Это и есть основная и единственная услуга, которую банк предоставляет клиенту. Действия, требуемые от клиента, чтобы до этих средств «добраться», должен оплачивать сам банк, считает суд. Судья напомнил юристам Сбера про закон «О потребительском кредите».

По нему, все операции по кредитному счёту (включая выдачу и внесение налички) должны быть для клиента бесплатными. (п. 17 ст. 5). Затраты на операции по выводу налички уже должны быть включены в процентную ставку по кредиту. Тут же выходит, что одну услугу невозможно получить без оплаты другой. Пока не заплатил комиссию, ты до кредитных средств (в виде наличных) не доберёшься.

Похожая ситуация была году в 2012-м с банком «Русский стандарт». Выходит, что глава Сбербанка Герман Греф берёт в руки инструменты, которые уже были запрещены на территории страны. Вообще-то Роспотребнадзор по закону обязан теперь выйти в суд с иском от неопределённого круга лиц, чтобы поменять договор со Сбербанком. И потребовать возместить убытки неопределённому кругу лиц. Срок давности по такому иску — три года. Здесь должен и ЦБ отреагировать. Выпустить соответствующий приказ, например.

В 2017-м у Сбербанка было 13,5 млн активных кредитных карт. Если предположить, что хотя бы половина клиентов раз в год да снимала наличные с кредитки и платила за это минимально установленные 390 рублей, выручка банка на этой нехитрой, и выходит, что сомнительной, операции составила бы 5 миллиардов 300 миллионов рублей.

Вот если бы Роспотребнадзор выступил с коллективным иском и по всей стране разом запретил комиссию, Сбербанк потерял бы эти миллиарды. Ну, если они и впрямь незаконны, то так ему и надо!
Это была программа Цифры и я Андрей Асташкин. Увидимся!

*Дело № А78-15701/2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда Читы.