«Пищевой апартеид» или почему к нам везут второе качество? Цифры от 09.12.2019

Товары в России под импортными марками оказались хуже, чем в Европе. Федеральная антимонопольная служба обнаружила, что западные компании продают под своими брендами продукцию, которая по составу и качеству отличается от оригинальной. Причем- в худшую сторону…

В частности, большую разницу нашли в составе стиральных порошков Ariel и Persil Настолько большую, что в России для стирки того же самого объема белья требуется в 1,5 – 2 раза больше того же самого порошка из точно такой же упаковки.

С пищевыми продуктами – схожая картина. Например, в шоколаде известной швейцарской марки Lindt в упаковке, изготовленной для России, питательных веществ оказалось в разы меньше, чем в той, которая поставляется на западноевропейские рынки. Причем падение качества не зависти от того, приехал товар из Европы уже готовым или его произвели на территории нашей страны. В обоих случаях российский образец получался хуже того, который продается в супермаркете Швейцарии или Германии.

Со стороны бизнеса звучали такие аргументы, что, мол, товары могут отличаться по составу по вполне объективным причинам. Например, порошок, если он произведен в России, изготовлен из местных реагентов, некоторые из которых – хуже по качеству. Кроме того, химические компании стараются учитывать состав местной воды и под разные страны производят немного измененный по свойствам порошок. Правда, все эти доводы не работают, если говорить о чисто импортных товарах, полностью ввезенных из-за рубежа, – например, о шоколаде.

Я изучил вопрос. Оказалось это проблема не только нашей страны. Продукцию худшего, чем на Западе, качества регулярно находят в Чехии, Польше, Венгрии.

Год назад наткнулся в интернете на одну очень занимательную статейку. В ней описывается как чехи, тоже заподозрив неладное, решили сделать анализы идентичных продуктов питания, которые поставлялись другими странами-членами ЕС в страны Западной Европы и бывшим «советским сателлитам», ставшим коллегами по Евросоюзу только недавно. Недолго думая они закупили одни и те же сорта колбасы, хлеба, кофе и другие готовые к употреблению продукты в соседней Австрии и в своих же супермаркетах. И в результате выяснили, что в колбасах, купленных в венских магазинах больший процент мяса высших сортов, точно также как и мука в хлебе, итальянские спагетти изготовлены из лучшей муки твёрдых сортов. А для Чехии такая мука составляла только определённый процент. Короче, состав продуктов, которые продавались в Австрии полностью соответствовал тому, что написано на этикетках, а те, что продавались в Чехии, состояли из этих же ингредиентов на 50-75%.

Так что же это за «пищевой апартеид» и «товарная дискриминация»?

Жириновский в твиттере написал, что ситуация показала настоящее отношение стран Запада к России. «Мы для стран Запада – люди второго сорта, которым можно предлагать всякие отходы», — считает политик.

Я с ним, конечно, не соглашусь. Бизнесу, вообще-то, наплевать на сорт людей, их он делит, конечно, но по покупательской способности. Предпринимателю надо получить прибыль. А значит — будет продавать то, что покупают.

А для этого нашему, не очень-то богатому потребителю, нужно снизить цену. И  западные корпорации идут на удешевление рецептуры, а если это касается техники или вещей то — упрощение состава и материалов.  Тут все банально и даже немного цинично: что немец покупать не станет, то русскому вполне сойдет.

В более богатых странах традиционно рецептура более дорогая, более эффективная, и стоимость этого товара будет выше. Если мы говорим про страны относительно бедные, соответственно, в этих странах покупатель просто не может купить более дорогой продукт, поэтому будет покупать более дешевый и менее эффективный.

Оказывается, это стандартная практика международных компаний, когда для разных рынков один и тот же продукт может иметь разный состав. Производители говорят, что не видят смысла менять упаковку и как-то обозначать, что это – «упрощенная» версия их товара, поскольку в качестве своего бренда они все равно уверены. Условно говоря: поляк не поедет в Германию, чтобы сравнить местный импортный товар с таким же в соседней стране, он может сравнить только с польским ассортиментом, и раз выбирает зарубежную марку, то субъективно она все равно лучше. Были попытки со стороны руководства стран Восточной Европы это прекратить,  но по факту за последние 2 года ничего добиться им так и не удалось.

Но наши-то чиновники посерьезнее будут. Там на Западе им кишка тонка перекрыть импорт – ведь это ударит по своим гражданам. Зато нашим бомбить Воронеж – не привыкать. Так что в России к этому вопросу подошли более строго. ФАС сейчас требует от западных компаний либо поднять качество их товаров до европейского уровня, либо писать на этикетке, что это – «ухудшенная» российская версия. Думаете, поможет? Я сомневаюсь. Ну, в крайнем случае, на стиральном порошке будет указано – сделано специально для России. И эта надпись будет лишний раз напоминать, что наш потребитель «похлипше» будет по сравнению с «тамошним». А наша власть вместо того, чтобы повысить благосостояние и покупательскую способность россиян, всего лишь обозначила проблему. Которую в очередной раз так и не решила…

Это была программа Цифры и я Андрей Асташкин. Увидимся!