Бардак с дорожными камерами продолжается! Цифры от 20.01.2020

Еще в июне 2019-го президент России Владимир Путин говорил о важности регулирования системы дорожных камер. В рамках Госсовета он, в частности, указывал на то, что сокрытие камер фото- и видеофиксации на опасных участках дорог служит не снижению аварийности и сохранению жизней, а лишь подводит водителей под штрафы.

И вот прошло полгода и ничего не изменилось.

Выяснилось, что в Самарской области комплексы фото- и видеофиксации несоблюдения правил дорожного движения устанавливали с нарушениями. К таким выводам в ходе проведенной проверки пришла региональная прокуратура. В частности зафиксированы нарушения в Большечерниговском, Исаклинском, Сызранском районах и в Чапаевске. Допустили их частники, которых нанимают для расстановки передвижных камер. По заявлению надзорного ведомства сотрудники компаний нарушили требования ГОСТа о том, что комплексы нужно ставить на расстоянии трех метров до края проезжей части. Так, устанавливали их ближе положенного расстояния – зачастую на глаз. Еще их устанавливают под другим углом, в «удобных» местах, – в итоге одно устройство, штрафующее автомобилистов, способно за день принести десятки, а то и сотни тысяч рублей. В  прокуратуре отметили, что это повлекло несоблюдение корректного контроля скоростного режима, а также создало угрозу безопасности дорожного движения.

«Такой бизнес никто отдавать не хочет, это понятно. Поэтому все остается так, как и было», – пояснил глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин

И, конечно, массовые нарушения при установке камер-треног фиксируются не только в Самарской области, а в большинстве регионов. И такие нарушения допускаются намеренно. Если камеры ставить исключительно по закону, количество штрафов автоматически снизится. Добровольно на это мало кто пойдет. И в дальнейшим, увы, на нарушения, скорее всего, будут попросту закрывать глаза. Ведь навести порядок – это значит отказаться от миллионных доходов. Бюджет не в силах отказаться от такой статьи доходов.

Зачастую на дорогах специально создаются ловушки – такие места, где не нарушить правила движения водителю практически невозможно.  Именно там и ставятся камеры. Однако это не работает на снижение аварийности, не работает на повышение безопасности движения, это работает лишь на повышение прибыли и дискредитирует всю систему наказания.

Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен, что коммерческие организации, работающие в регионах на основании договоров государственно-частного партнерства, не готовы без боя сдать свои позиции. «Такой бизнес никто отдавать не хочет, это понятно. Поэтому все остается так, как и было», – пояснил порталу «ФедералПресс» эксперт. По его данным, внушительную долю прибыли от оформленных штрафов частники кладут себе в карман – так, в некоторых случаях, по данным Похмелкина, коммерсанты забирают себе до 90 % полученных средств.

По словам эксперта, перевести этот бизнес в цивилизованное русло будет крайне сложно. Он предположил, что «прослеживается коррупционная связь». Похмелкин не исключил, что отдельные чиновники получают «откаты» от этого успешного бизнеса, являясь тем самым его лоббистами. Судите сами: только в Самарской области на дорогах и трассах работают 1300 стационарных и 200 передвижных камер видеофиксации. Лишь за первое полугодие 2019 года они «поймали» 1 миллион 600 тысяч нарушений. Общая сумма предъявленных водителям штрафов составила 1 миллиард 200 млн рублей.

На условии анонимности источник в одном из региональных управлений ГИБДД сообщил, что «менять систему пока никто не собирается». «Система работает, ни один инспектор не выпишет столько штрафов, сколько камера. Пока стоит задача – увеличивать число комплексов фото- и видеофиксации.

На сегодняшний день вполне определенно прослеживается динамика увеличения количества камер на дорогах. Если в позапрошлом году лидером по количеству была Мордовия (1109 камер), то сегодняшний лидер – Татарстан – может похвастать уже почти четырьмя тысячами камер. Самарская область, занимавшая некогда третью строчку, откатилась вниз, хоть и увеличила абсолютные показатели. Ее сосед – Ульяновская область – находится на восьмом месте (381 камера).

Что делать?

Уверен, что системы фото- и видеофиксации должны быть переданы в ведение государства, и их должны контролировать либо ГИБДД, либо Министерство транспорта. Хватит все отдавать частнику без всякого контроля за ним. Злоупотребления повторяются раз за разом и в видеофиксации нарушений ПДД и в работе эвакуаторов, в последнее время все больше копятся нарекания на отданный в аренду общественный транспорт. Мы докатились до того, что завтра на аутсорсинг отдадут Скорую помощь. Резонный вопрос: Если все отдать частникам, то совсем непонятно — зачем нам миллионы чиновников?

Это была программа Цифры и я Андрей Асташкин. Увидимся!