9 ГПЗ в Самаре: распродадут и забудут. Цифры от 10.02.2020

Имущество обанкротившегося «Самарского подшипникового завода» — бывшего 9-го ГПЗ — выставили на продажу. С молотка пойдут  станки, установки, электроплиты, механические ворота, сплит-системы и т.д. Скорее всего на металлолом. Сам аукцион начнется 10 марта 2020 года. С продажи планируют получить более 19 миллионов рублей, которые уйдут на оплату долгов…

Гордость Куйбышева, ГПЗ-9 – предприятие с многолетней историей, которая насчитывает не одно десятилетие под знаком качества.  Завод в советские времена входил в группу Государственных подшипниковых заводов и история его начинается в 1935 году. Первый подшипник из Самары предназначался для легендарного танка Т-34. Продукция 9-го ГПЗ прошла проверку на прочность в годы Великой Отечественной войны – даже в самые трудные времена предприятие работало для нужд военной промышленности.

В 90-ые годы XX века завод  перешел в частную собственность и занял лидирующие позиции по производству шариковых и роликовых подшипников диаметром от 19 до 4500 мм. Свою продукцию ОАО «СПЗ» поставлял в более чем 30 стран Европы, Азии, Америки. Несмотря на тяжелые постперестроечные годы, новому собственнику предприятия, Игорю Швидаку, удалось не только сохранить предприятие, но и создать финансово-промышленную империю — «СПЗ-групп», которая являлась одной из крупнейших в России корпораций по производству подшипников качения. В начале двухтысячных Игорь Швидак передал эту часть бизнеса сыну Александру, который привлек к управлению компанией своего друга и партнера Вадима Егиазарова. Предприниматели развивали дело на заемные средства, и очень скоро эта тактика вылилась в большие неприятности: завод стал с трудом отдавать долги и с завидной регулярностью сталкиваться с риском банкротства.

Согласно информации на официальном сайте завода, его среднесписочная численность ранее составляла порядка 1400 человек.  Но увы… Переломный момент наступил весной 2017 г., когда признать СПЗ банкротом потребовал поставщик металла «ЧМЗ-Урал». Вначале суд оставлял заявление без движения, а менеджмент завода то и дело рассказывал об урегулировании отношений с поставщиком. Далее к процессу начали подключаться все новые кредиторы. 13 апреля 2018 г. на предприятии ввели процедуру конкурсного производства.   Все это сначала не носило необратимого характера — сама площадка еще продолжала функционировать. Однако платить сотрудникам менеджмент завода не торопился. Заработную плату за октябрь 2017 г. около 800 рабочих смогли получить только после вмешательства прокуратуры. А к августу  рабочим задолжали уже  более 50 млн рублей.  Как рассказал один из сотрудников завода:

«Работы нет все лето. Я ушел в незапланированный отпуск еще 15 июня и нахожусь в нем по сегодняшний день. Приходил на завод за это время буквально раза три — сделать работу по мелочи. И это еще цветочки по сравнению с задержкой зарплаты месяца на два. А потом сказали, что уволят по сокращению».

Тогда на собрании кредиторов деятельность предприятия продлили до ноября, чтобы реализовать остатки продукции. На заводе начались массовые сокращения. 7 августа 2018-го ползавода забрало трудовые книжки. Но и тут — не без проблем.

— Даже выдачу трудовых книжек толком не организовали. По 70 человек стояли в очереди в табельную, куда пускают только по двое. Из-за жары многие просто выходили на улицу, — рассказала бывшая сотрудница завода.

И вот на сегодня предприятие практически полностью прекратило свое существование. А ведь здесь делали уникальные подшипники! Сотни людей разного возраста остались без работы. Означает ли это подшипники нашей стране больше не нужны? Конечно, нужны, и заказы есть и новые предприятия этого профиля открываются. Думаю, просто не хватило политической воли и грамотного руководства предприятием.  В итоге, вроде не какие не 90-е на дворе, стабильность вроде… а  завод, от которого в 1930 годах начиналась Безымянка распродается на металлолом. Грустно, загубили лучшее по качеству изделий предприятие… Через эту заводскую проходную  в три смены ходили сотни самарцев, получали достойную зарплату. Проводились соцсоревнования, добивались перевыполнения планов, шла борьба за качество. А сейчас сидим почти по всем статьям на импорте. Вкладывать средства в развитие производства нынешние олигархи не сильно спешат.. сплошное купи-продай. За державу обидно!

А что городское начальство? 2 миллиона 750 тысяч рублей потратит администрация города на изготовление 11 тысяч латунных знаков «Город трудовой и боевой славы». Чиновники будут с гордостью вручать жителям Самары, проявившим героизм и самоотверженность в годы Великой Отечественной войны, боевых действий, внесшим значительный вклад в развитие промышленного и оборонного потенциала России и при восстановлении народного хозяйства. Может и друг другу на грудь повесят. За заслуги в общественной и социально-экономической жизни и патриотическом воспитании граждан, например. А загубленный завод 9 ГПЗ, похоже, не удостоят даже минутой молчания.

Это была программа Цифры и я Андрей Асташкин. Увидимся!