Госзакупки медоборудования — как средство наживы

Вновь и вновь разрабатываются новые схемы хищений и изыскиваются способы вовлечения в такие схемы служащих из надзорных, правоохранительных структур. И чем сложнее ситуация в отрасли (в данном случае — в медицине) тем циничнее и бессовестнее становятся чиновники

В 2019 г. стартовал не имеющий стоимостных прецедентов нацпроект «Здравоохранение», совокупный пятилетний бюджет которого составляет 1,533 трлн. рублей. Из них 965,3 млрд. рублей (почти 63%) как раз и выделяется на борьбу с онкозаболеваниями. В составе этой гигантской суммы регионам России выделяются из федерального бюджета значительные средства на самостоятельное приобретение у отечественных производителей (или у зарубежных, при отсутствии должного предложения на внутреннем рынке) наиболее передового и эффективного оборудования. От региона к региону такая сумма варьируется, но в среднем она составляет 300-340 млн. рублей. Подобных средств с лихвой хватило бы на закупку самой совершенной медтехники, а именно – линейных ускорителей для лучевой терапии, у ведущих мировых производителей. Но…

Сегодня реализуется необычная, впечатляющая своим цинизмом и незаконностью схема, основанная на формировании с виду нелепого, а на самом деле продуманного техзадания некоторых региональных минздравов на проведение конкурсов по закупкам оборудования для лучевой терапии онкобольных. Техзадание почему-то заточено на одновременную поставку двух не связанных друг с другом видов оборудования – собственно протонно-лучевого ускорителя для радиационной терапии онкобольных и систему навигации (т.е. визуализации и контроля укладки пациента на мобильный стол в процессе облучения опухоли). За период с 20019 по настоящее время уже 9 регионов закупили разные линейные ускорители вкупе с одним и тем же «дополнением» — функцией укладки пациента ExacTrac (Brainlab).

Почему, спросит неспециалист, такое желание  региональных онкоцентров абсурдно? На это есть целый ряд причин.

Во-первых, по закону регионы должны проводить отдельные тендеры для разных видов медицинской техники, чтобы в тендерах могли участвовать поставщики, специализирующиеся на своем узком сегменте.  То есть сваливание разной техники в один тендер – уже нарушение.

Во-вторых, системы навигации пациента, в том числе ExacTrac (Brainlab), отсутствуют в списке медизделий, утвержденных Минздравом РФ для закупок на средства федеральной программы «Здравоохранение». А тот факт, что вышеназванные регионы уже закупили их на федеральные деньги в рамках одного тендера имеет все признаки нарушения статьи УК 285-1 о нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств!

Ну и самое главное и парадоксальное — потому, что наиболее современные ускорители (а только такие, по идее, и должны закупать регионы) в собственной комплектации уже снабжены системами навигации, планирования, и дополнительные им не требуются. В нашем распоряжении имеется официальный ответ от компании Varian – лидирующего на мировом рынке производителя линейных ускорителей, о том, что такие системы для их оборудования являются излишними.

Вот небольшая таблица по уже разыгранным тендерам на поставку ускорителей в связке с системой навигации Brainlab:

 

Место проведения
тендера
Модель
закупленного ускорителя (ускорителей)
Производитель
системы навигации
Сумма
контракта

млн. руб.)
Глава
региона (губернатор, глава республики)
Рязань Varian TrueBeam от компании Brainlab AG 280 Н.В.Любимов
Саранск Varian Halcyon Brainlab AG 215 В.Д.Волков
Самара TrueBeam (3 единицы) Brainlab AG 660 Д.И.Азаров
Тамбов Varian
Uniqe
Brainlab AG 154,05 А.В.Никитин
Тверь Varian Clinac Brainlab AG 262,0375 И.М.Руденя
С-Петербург Varian Clinac Brainlab AG 250,186 А.Д.Беглов
Ульяновск Varian Clinac iX Brainlab AG 220 С.И.Морозов
Чебоксары Varian Clinac iX + КТ Brainlab AG 340 О.А.Николаев
Иваново Varian Clinac Brainlab AG 209,213 С.С.Воскресенский

В Чебоксарах, Ульяновске, Иваново и Санкт-Петербурге планируется провести дополнительные тендеры по такой же схеме (в последнем – еще 2 или 3). Не минует чаша сия и Барнаул.

«Вишенкой на торте» является тендер в Саранске. Там чиновники умудрились купить систему Brainlab в дополнение к одному из самых передовых линейных ускорителей нового поколения Varian Halcyon. Эти машины являются ускорителями протонного типа, и все в том же письме от производителя есть на его счет специальное разъяснение – система Brainlab не просто излишняя для этой модели, она с ней совершенно не совместима.

Налицо, как нам кажется, все признаки масштабного  сговора поставщиков с медицинским чиновничеством, организованным для получения сверхприбылей.

Ущерб

Эксперты провели несложные расчеты – есть статистика результатов тендеров по регионам страны на аналогичную технику и выяснили, что включение Brainlab в условия при проведении тендеров обеспечивает превышение цены над среднерыночной на 50-120 млн. рублей за один тендер!

Но откуда такой разброс? Ответ прост – хочешь украсть больше – покупай то, что дешевле и продавай дороже.

Из таблицы закупок видно, что все купленные линейные ускорители это ускорители компании Varian. Эта компания любезно поясняет, что самые популярные в рейтинге закупок Clinac – одни из самых старых в их линейке (см. рис.)

Производство этих машин началось еще в 1989 году, в настоящее время аппарат признан устаревшим. Более того, уже с 2010 г. в его конструкции перестали поддерживаться новые системы лечения (о чем, к чести производителя, компания уведомила весь мир в специальной ноте).

Varian в настоящее время не поставляет на рынок Северной Америки и Европы этот музейный экспонат, а только изготавливает его комплектующие для местной сборки в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки с целью имитировать «домашнюю» локализацию производства, получая от правительств таких стран определенные финансовые льготы.

Увы, в число недостаточно развитых государств, стараниями  скандально известных посредников попадает и Россия. Анализ проведенных тендеров ясно показывает, что доминирование устаревшей модели происходит совершенно не случайно: Clinac + Brainlab = max profit.

Если стоимость лота в тендере на закупку регионом связки «линейный ускоритель Clinac + система навигации» составляет 210-265 млн. рублей. Ускоритель Clinac, по данным госзакупок, стоит 120 млн. Таким образом, на систему Brainlab приходится 90-145 млн. рублей! Хотя на самом деле средний пакет его оценивается специалистами в 25 млн. рублей. Завышение цены лота составляет от 65 до 125 млн. рублей! Совокупный ущерб бюджету России от 10-ти таких тендеров составляет от 600 до 1 млрд 250 млн рублей!

Важно отметить, что стоимость TrueBeam STX от Varian составляет по тем же данным госзакупок примерно 240-260 млн. рублей. Таким образом, вместо устаревшего оборудования с сомнительным «придатком», регионы вполне могли бы позволить себе достаточно передовые ускорители, которые не только лучше лечат, но и позволяют пролечить значительно большее количество пациентов в год. А это, между прочим, чьи-то жизни. От 200 до 400 человек можно дополнительно лечить на таких аппаратах в отличие от Clinac.

Кстати, в Чувашии по факту проведенного тендера была подана жалоба в ФАС. Антимонопольщики совещались 4 дня кряду, да так и не углядели никаких нарушений. Допустим, что если в ФАС вдруг все ослепли, то не следует ли подключиться прокурорским надзорным или Следственному Комитету? Где депутатский корпус? Где Общероссийский Народный Фронт?  Никому не нужна еще одна звездочка на погоны? Да и вышеназванные главы субъектов РФ совсем ли не в курсе специфики проведенных у них в епархии тендеров? Невнимательность или, наоборот, заинтересованность? А может они просто не контролируют ситуацию?